Академия. Взгляд изнутри | LiverBird.ru: Liverpool FC / ФК Ливерпуль: Сайт русскоязычных болельщиков «красных»

Академия. Взгляд изнутри

3
(c) asdwestok.co.uk

Перевод этого материала с испанского на английский был опубликован этим летом Полом Греком в своём блоге. С разрешения Пола и автора оригинального материала, каталонского журналиста Мартина Перарнау, Liverbird.ru публикует перевод на русский язык.

Несмотря на тот факт, что успехи молодёжной команды клуба интересуют далеко не всех болельщиков «Ливерпуля», большинство из суппортеров знают, что Пеп Сегура и Родольфо Боррель, руководители академии мерсисайдцев, оказали колоссальное, в большинстве своём, положительное влияние на структуру работы академии клуба. Об этом не раз говорилось и это не является секретом. Но вместе с тем мало что известно о «закулисье», о стратегии работы, проводимой испанскими специалистами. Многие считают, что в своей работе испанские наставники применяют метода работы «Барселоны», однако при этом даже не представляют, в чём эти методы заключаются.

Ниже представлен материал, освещающий некоторые нюансы работы академии клуба. Основой для этой статьи стала речь самого Сегуры, произнесённая в рамках презентации на футбольной конференции, организованной Catalun INEF [программой физического развития футболистов - прим. пер.] и футбольным клубом «Эспаньол».

Основной принцип работы академии «Ливерпуля» заключается в достижении двух целей: привить игрокам один и тот же стиль игры на всех уровнях и довести их до первой команды. В то время, когда Рафа Бенитес назначал Сегуру на пост директора академии, в клубе существовали три вида рабочих групп, функционирующих отдельно друг от друга: скауты, технический персонал и люди, специализирующиеся на спортивной науке (мед. персонал, физиотерапевты и так далее).

Основной целью того время было введение общей интегрированной модели, широко используемой во многих испанских клубах, когда все отделы футбольного клуба движутся в одном общем направлении.

Тренировочный центр «Ливерпуля» состоит из четырёх больших возрастных групп:

  • Первый год -> Игры, отработка техники;
  • Второй год + Дети + Студенты -> Отработка техники, начало работ над тактикой и физическими параметрами игроков;
  • Молодёжь + Любители 1 года -> Отработка технических и тактических навыков, работа над физическими параметрами, начало работ над психологией;
  • Любители + Резервы -> Отработка технических и тактических навыков, работа над физическими и психологическими параметрами игроков.

Участники второй группы выступают в чемпионате U-15, третьей - U-17 и U-18, а участники четвёртой группы принимают участие в чемпионате резервов и U-20. Последняя группа также находится под ведомством Сегуры. Академия является организатором тренировок для мальчишек и способствует получению ими образования, а также осуществляет помощь семьям начинающих футболистов при подборе жилья в городе.

По признанию самого Сегуры, его огромный фронт работы условно разделён на пять областей:

  • условия для занятий спортом;
  • подбор игроков;
  • тренеры;
  • тренировочная программа (учебный план);
  • взаимодействие с игроками.

По понятным причинам Хосе не стал описывать свою работу детально, однако коснулся некоторых областей и осветил общую информацию, касающуюся сфер его деятельности.

Условия для занятий спортом

В распоряжении «Ливерпуля» находятся 13 тренировочных площадок, 10 из которых с натуральным газоном, 2 с искусственным и ещё одна, крытая мини-арена, предназначена для тренировок в холодное время года. По мнению Сегуры, сооружения великолепны, и какого-либо развития инфраструктуры в этом плане не требуется.

Подбор игроков

Привлечение новых молодых талантов также является ответственностью департамента. Но не стоит забывать, что английские законы очень строги. Вот несколько примеров:

  • игроки младше 14 лет могут быть подписаны клубом только в том случае, если их фактически проживают от клуба-покупателя не далее, чем в 150 километрах (иными словами, «Ливерпуль», «Эвертон», «Манчестер Сити» и «Манчестер Юнайтед» имеют почти один и тот же диапазон поиска);
  • игрок является воспитанником своего домашнего клуба/своего первого клуба на протяжении всей игровой карьеры. Этот факт является главной причиной такого роста цен на трансферном рынке, который мы можем наблюдать сейчас;
  • игрок, проживающий более чем в 150 километрах от клуба, может быть подписан этим клубом не ранее того момента, когда игроку исполнится 16 лет;
  • Все игры U-16 и U-18 проводятся в субботу в 11 утра по местному времени. Игры других категорий проходят в то же время, но в воскресенье. Это сделано для того, чтобы тренеры не имели возможность просматривать интересующих их игроков из других команд. Другая особенность заключается в том, что игры чемпионата U-15 проходят в среду, что, в свою очередь, сокращает количество возможных тренировочных дней до двух в неделю.

«Ливерпуль» содержит собственную академию из спортивной и экономической необходимости, а также потому, что «мы хотим работать со своими игроками, но в соответствии со своим стилем игры». Спустя какое-то время Сегура обнаружил, что «Ливерпуль» следует той же тенденции, с которой он был знаком ещё по «Барселоне»: «Большая часть игроков появляется из определённой местности, более того — из определённой школы».

Процесс поиска молодых талантов клуб осуществляет в три основных этапа: подбор игроков, начиная с детского возраста, постоянный мониторинг каждого из них и выбор наиболее подходящего момента для их приглашения в клуб. В то же время соответствующий отдел поднимает на обсуждение три вопроса: «что это за игрок?», «подходит ли он Ливерпулю?» и «поспособствует ли он росту команды?».

При оценке игрока анализируются четыре фактора:

  • технический: Нам нравится играть в пас (игра в пас);
  • тактический: Способности футболиста при игре без мяча;
  • психологический: Желание стать профессиональным игроком;
  • физический: Мы оцениваем скорость, силу и габариты игрока (это английский футбол).

Количество команд той или иной возрастной категории также строго определено и представляет собой пирамиду:

  • с 8 до 11 лет - по три команды на категорию;
  • с 12 до 14 лет - по две команды на категорию;
  • Старше 15 лет - по одной команде на категорию.

За те два года, пока Пеп Сегура являлся техническим директором, количество игроков, находящихся в его распоряжении, удвоилось. При подготовке игроков упор делается, главным образом, на технические и физические составляющие футболистов с помощью определённых тестов. Подобные тесты проводятся по несколько раз ежегодно и среди всех учеников академии с целью сравнения их как между собой, так и с потенциальными кандидатами.

«Ливерпуль» определил три типа целей, которые клуб хочет заполучить:
Фокус A: 14. Местные игроки
Фокус B: 16. Двое лучших в Англии + 2 лучших иностранца
Фокус C: 18. Лучшие англичане и/или иностранцы, чтобы закрыть слабые места, обнаруженные в команде Академии.

Тренировочная программа

«Программа — это важнейший инструмент, который необходим, причём не только для того, чтобы получить критерии отбора игроков. Это идея и стиль, которые делают организацию сильной. Сегура говорит, что прежде всего важно стратегическое мышление, а уже потом, когда есть базовое представление об игре и стиле, важно то, как работать эффективно и последовательно с применением философии клуба.

Сегура считает, что в этом смысле текущий успех испанских команд основывается на их работе с академиями, благодаря которой появилась целая плеяда блестящих игроков, и это подняло испанцев на вершину европейского молодёжного футбола, а теперь это стараются воплотить французы Однако, он считает, что в испанском футболе не всё благополучно, раз эти успехи не соотносятся с реальным числом молодых игроков, которые получают шанс во взрослом футболе.

Техническая программа Академии основывается на схеме 4-2-3-1, введённой Рафой Бенитесом. «Я бы предпочёл схему 4-3-3, но учитывая, что в Англии исторически используют 4-4-2, нам пришлось приспосабливаться», - говорит он. В случае «Ливерпуля» «использование [такой схемы] — ключевой момент, потому что наш стиль - это игра в пас, где мы оказываем наиболее сильное влияние».

Стратификация тренировочных сессий следующая:

  • с 8 до 12 лет — 35 недель соревнований / 3 тренировки в неделю;
  • с 13 до 15 лет — 35 недель соревнований / 4-5 тренировок в неделю;
  • с 16 до 18 лет — 40 недель соревнований / 7-8 тренировок в неделю;
  • с 19 до 21 года — 42 недели тренировок / 7-8 тренировок в неделю.

Как правило, каждая тренировка состоит из следующих этапов:

  • разминка;
  • упражнения на технику (особенно на то, чтобы отдать пас и предложить себя для паса);
  • упражнения на тактику (доведение до автоматизма работы в защите и атаке, при владении мячом, при игре в неравных составах (1-5 игроков против 5));
  • групповые упражнения (отработка действий, которыми они сейчас занимаются);
  • завершение тренировки (зал, упражнения, растяжка).

«Автоматизация» тренировок: Проработка всех стадий: от начала вывода мяча из защиты до последнего паса, что создает понимание игры и представление о том, как она идёт. «Именно благодаря вниманию к деталям игроки растут профессионально: занимаемая позиция, скорость при ударе по мячу, выбор нужного момента, чтобы сделать движение в правильное время...». При упражнениях по занятию позиции особое внимание уделяется перемещениям на большой скорости, когда игрокам заранее известно, куда будут перемещаться их партнёры.

Запись: Академия записывает не только каждую игру, но и каждую тренировку, но, важное дополнение: записывается также голоса тренеров, которые дают советы советы во время тренировки. Под руководством Университета Ливерпуля было проведено исследование голосовой коммуникации, которое принесло потрясающие результаты: «Мы увидели некоторые недостатки в работе тренеров и исправили то, что они говорят. Некоторые всегда старались исправить одни и те же вещи, а не другие, более важные, или обращали внимание только на одних и тех же игроков».

Наконец, по мнению Сегуры, критериями улучшения тактических навыков являются следующие:

  • Все должны быть заняты одним и тем же делом;
  • Нужно черпать вдохновение в дворовом футболе;
  • Но дворовый футбол кончился, и нам надо серьёзно работать, чтобы восполнить это;
  • Для проработки глубины и ширины мы должны использовать прямоугольные площадки;
  • Мы всегда должны желать атаковать;
  • Надо объяснять детям значение 4-2-3-1 таким образом, чтобы они действительно поняли;
  • Развивать игру от самой линии защиты;
  • Обучать игроков игре в команде, основанной на нашей системе;
  • Делать акцент на креативности: английский игрок дисциплинирован и быстро учится действовать интуитивно и быть организованным, но испанцы более креативны, и надо двигаться в этом направлении;
  • Отработка игровых ситуаций тяжёло даётся игрокам и тренерам, поскольку они ждут указаний. Получив их, они трудятся изо всех сил, но они теряются, когда им нужно проявить свою сообразительность.

Оригинальная статья Мартина Перарнау "El programa de la Liverpool Academy, por Pep Segura" (исп.)
Перевод Пола Грека на английский "Pep Segura Explains Strategy Behind Liverpool's Academy"

+100500 OFF

Работает на Drupal, система с открытым исходным кодом.
Хостинг предоставлен FastVPS, самым лучшим хостинг-провайдером ;)