Кенни Далглиш о «Хиллсборо» | LiverBird.ru: Liverpool FC / ФК Ливерпуль: Сайт русскоязычных болельщиков «красных»

Кенни Далглиш о «Хиллсборо»

Кенни Далглиш 15 апреля 1989 года (с) Guardian

Накануне двадцатой годовщины событий на стадионе «Хиллсборо», в апреле 2009 года, официальный сайт клуба взял интервью у Кенни Далглиша, в день трагедии выводившего на поле «Ливерпуль» в качестве главного тренера.

Сегодня Liverbird.ru предлагает вниманию читателей перевод рассказа главного тренера о самом чёрном дне в истории клуба.

Какие у вас остались воспоминания об утре 15 апреля 1989 года и подготовке к полуфинальному матчу Кубка Англии?
Годом раньше мы играли в этом же месте и с этим же соперником, и готовились мы, соответственно, точно таким же образом. Остановились в том же отеле, тренировочные приготовления были все те же, и всё было нормально. Мы ели в то же время утром в день матча, и, как обычно, покинули отель, чтобы прибыть на стадион. Не было никаких оснований полагать, что что-то изменилось по сравнению с предыдущим годом.

В какой момент у вас появидось ощущение, что на стадионе что-то кардинально пошло не так?
Когда мы увидели кого-то на поле. Затем судья подошёл туда вместе с полицейским и остановил игру. До этого момента я не замечал ничего необычного.

Ваша семья была на стадионе в тот день?
Моя жена Марина и дочь Келли были в директорской ложе. У моего сына Пола был небольшой ритуал совместно сыном Роя Эванса Стивеном: они вместе ездили на первую игру Кубка в том сезоне в Карлайл, где они перекусили и хорошо провели время, и таким же образом они решили провести полуфинал. Они были на трибуне, противоположной Главной трибуне, но я и предположить не мог, что им пришлось пройти насквозь трибуну «Леппингз Лэйн Энд», чтобы добраться до своих мест. Естественно, когда стало ясно, что игра не будет продолжена, я увиделся с Келли и Мариной, но мы ждали Пола. Стюард увидел его и привёл через поле. Да, там была моя семья, но мы оказались одними из тех, кому повезло.

Какие у вас сохранились воспоминания о том, как болельщики «Ливерпуля» вели себя, особенно, когда предпринимали попытки сохранить себе жизнь?
Можно посмотреть кадры последствий и увидеть на ней людей, пытающихся помочь друг другу. Можно увидеть людей, пытающихся вызволить других из образовавшейся давки или поднять на трибуну сверху, вы можете видеть, как наиболее сильные люди пытаются помочь тем, кто в этом нуждается. Люди на поле сооружали носилки из рекламных щитов. Они старались, как только могли, чтобы помочь полиции и врачам скорой помощи. Должно было быть ужасно находиться на «Леппингз Лэйн».

Увиденное вами вступало в противоречие с некоторыми заявления со стороны СМИ, которые последовали за событиями на «Хиллсборо»?
Люди проявили себя великолепно, оказавшись в тяжёлой ситуации на «Хиллсборо», а впоследствии жители Мерсисайда и люди, связанные с футболом были фантастичными в той поддержке, которую они оказывали друг другу, и в том, как приходили к стадиону чтобы почтить память погибших. Даже сейчас вечный огонь горит рядом со стадионом и никогда не подвергался вандализму ни в какой форме. Я думаю, это знак уважения со стороны футбольных болельщиков, посещающих «Энфилд», потому что он находится со стороны гостевой трибуны. Это отражает, что люди хотят отдать дань уважения тем, кто потерял свою жизнь. Чем больше люди говорят о таких хороших вещах, тем лучше.

Что бы помните о возвращении в Ливерпуль тем вечером?
Ни слова не было произнесено в автобусе. Когда игра была отменена, все переоделись и поднялись увидеться со своими женами. Телевизор был включен, и мы переживали всё, что случилось. Только тогда мы полностью осознали, что произошло, потому что когда находишься в гуще событий, то получаешь противоречивые сведения. Для меня тогда наступил момент, когда я понял, что произошло. На обратном пути не было никаких разговоров. Все были совершенно ошеломлены произошедшим.

Почему для вас было так важно приложить все эти огромные усилия, помогая после трагедии, зачастую даже посещая несколько похорон в день?
Я не думаю, что важно количество похорон, на которых мы смогли побывать. Сначала Ноэль Уайт сказал, что было бы неплохо, если хотя бы один действующий или бывший игрок «Ливерпуля» посетит каждые похороны. Погибшие были болельщиками «Ливерпуля», и это был наш шанс выразить им своё уважение. Мы были там, чтобы показать наше отношение к людям, потерявшим жизни, и ни по какой другой причине. Они поддерживали нас, и они погибли, когда пришли поддержать «Ливерпуль», так что меньшее, что мы могли сделать, это обеспечить своими представителями все похороны.

Мы не вели статистики того, сколько игроков сколько похорон посетило. Мы делали это, потому что все знали, что так поступить будет правильно, и я думаю, что семьи погибших с уважением к этому отнеслись. Мы были там не для собственной выгоды, а для того, чтобы отдать дань уважения, и я думаю, что к нашему поступку отнеслись с таким же уважением.

Один из игроков говорил, что самим футболистам потом была нужна психологическая помощь. Вы согласны с этим?
Я думаю, игроки проявили себя великолепно. Разные люди по-разному реагируют и по-разному скорбят. Некоторые игроки сделали больше других, но это не значит, что трагедия на них сильнее повлияла. Некоторые люди недостаточно сильны или у них нет такой возможности, или имеют не такой склад характера, чтобы делать то, что сделали другие, но это не стало проблемой. Каждый делал то, что мог. Жёны тоже были великолепны, они находились в гуще событий, и организовывали чай в одной из комнат стадиона. Возможно, каждому из них в определённой степени была нужна помощь психолога, однако, игроки не были затронуты так сильно, как семьи тех, кто погиб на стадионе.

Насколько важна была поддержка вашей жены в этот период?
Все жены оказали большую поддержку своим мужьям и семьям. То, как они заботились обо всех, кто приходил, проверяли, что всех угостили чаем, то как люди из Ливерпуля приходили, принося печенье, доставляя молоко и чай, когда они поняли, что произошло, было потрясающе.

Чему вас научил опыт «Хиллсборо»?
Он научил меня ценить жизнь, на самом деле. Футбол очень, очень важен, но на две или три недели после «Хиллсборо» он перестал что-то значить для меня. Самым важным в это время стали человеческие жизни. Те, кто потерял своих близких, принимали решение, будем ли мы снова играть или нет. Для меня главное, что мы сделали – это выиграли Кубок Англии в том году. На «Энфилд» пришло очень много эвертонианцев, никогда не посещавших раньше стадион, они пришли, чтобы почтить память погибших. На это время о нашем соперничестве было забыто, как и о соперничестве с «Манчестер Юнайтед», чьи болельщики тоже в большом количестве приезжали к нам. Это событие сплотило болельщиков, все понимали, что на нашем месте могла бы быть и их команда. Благодаря «Хиллсборо» на всю ситуацию взглянули более широко, и, конечно, футбол отошёл на второй план.

После того, как было решено, что сезон будет продолжен, мы должны были показать лучшее, на что были способны. Матч на «Селтик парк», первая игра после этих событий, стала совершенно особенным событием, как и первый матч после этих событий матч чемпионата, состоявшаяся на «Гудисон Парк».

Что вы можете сказать о том, как семьи вели себя на протяжении последних 20 лет?
Для них это было трудно. Каждый год 15 апреля на «Энфилде» проводится служба, и должно быть очень тяжело для них посещать её каждый год. Но я не думаю, что эта трагедия когда-либо должна быть забыта. Семьи вели себя с большим достоинством. Никто в «Ливерпуле» никогда не забудет то, что случилось в тот день, и я не думаю, что им следовало бы забыть об этом. Было бы неправильно забыть об этом.

Я уверен, что этот год [2009] будет особенным, потому что это двадцатая годовщина и потому что семьям будет присвоено звание почетных горожан Ливерпуля, и это фантастическая награда для них.

Насколько важна ежегодная мемориальная служба на «Энфилде» для всех, кто имеет отношение к футбольному клубу «Ливерпуль»?
Я считаю, посещаешь ты службу или нет, но каждый год стоит уделить время на минуту молчания. Я думаю, это важно; уверен, что клуб будет предоставлять стадион для их проведения до тех пор, пока семьи хотят их проводить. Как всегда самые важные люди – семьи.

Что вы думаете о том, что и сейчас, двадцать лет спустя, семьи до сих пор борятся за справедливость, и некоторые даже считают, что они ведут борьбу, чтобы очистить имена своих близких?
Эти болельщики просто приехали посмотреть футбольный матч, организованный Футбольной ассоциацией, которая определила стадион для его проведения, время начала и, наконец, на каких трибунах расположатся болельщики клубов. Они назначили организацию, которая будет отвечать за мероприятие – полицию. Что-то пошло не так. Все было прекрасно годом раньше, на это раз что-то где-то пошло не так, как надо. Если бы кто-то просто встал и взял на себя ответственность за произошедшее, то уверен, что семьи бы удовлетворились этим. Они не требуют многого, они просто хотят, чтобы кто-то взял на себя ответственность за произошедшее.

Болельщиков критиковали за то, что они поздно прибыли на матч, но я не знаю, как они могли сделать это вовремя, если вспомнить все те дорожные работы, которые в это время производились на автомагистрали. Если бы представители власти держали бы связь друг с другом и сообщили бы, что автобусы застряли в пробке, тогда начало матча можно было бы задержать. Какая разница, начался бы он на полчаса или час позже? До этого начало матчей откладывали на более позднее время, и в том случае это также следовало сделать.

Семьи просто хотят, чтобы кто-то сказал: «Послушайте, это наша вина, мы должны были организовать все лучше».

Двадцать лет спустя, какие чувства вы испытываете, оглядываясь на события того дня?
Все мои мысли о семьях. Они были самыми важными людьми тогда, они ими являются и сейчас. Близкие, которых они потеряли, приехали туда просто, чтобы посмотреть футбол. Они надеялись вернуться целыми и невредимыми, но этого не произошло. Это ужасная мысль, с которой всем семьям приходится жить.

Следствием событий на «Хиллсборо» стало появление множества великолепных стадионов, как результат действий, предпринятых после Отчета Тейлора. По крайней мере, появилось что-то, на что можно взглянуть и сказать, что эти болельщики погибли не зря. Хотя многие люди всё ещё хотели бы стоять на трибунах, опыт доказал, что сидеть на стадионе – самый безопасный способ смотреть игру. Прекрасно, что в итоге это так.

Хостинг предоставлен FastVPS, самым лучшим хостинг-провайдером ;)