Йон-Арне Риисе: Я еще спою на «Энфилде» | LiverBird.ru: Liverpool FC / ФК Ливерпуль: Сайт русскоязычных болельщиков «красных»

Йон-Арне Риисе: Я еще спою на «Энфилде»

Фотография Йона-Арне Риисе

Представляем вашему вниманию развернутое интервью, которое дал бывший игрок «Ливерпуля» Йон-Арне Риисе. Он сейчас находится в португальском местечке Алгарве. Там проходит турнир по гольфу, организованный Фондом Стивена Джеррарда, в котором принимают участие многие известные футболисты и знаменитости из мира шоу-бизнеса.

Пока представители официального сайта «красных» возятся с камерой, 30-летний «Рыжик», как называли его мерсисайдские одноклубники, занял свое место и приготовился к содержательной беседе.

В этот момент окружающую тишину нарушал только характерный звук ударов клюшкой по мячикам для игры в гольф, однако вскоре в пространство ворвался ещё один звук. До слуха присутствующих донеслись звуки мелодии, знакомой любому фанату «Ливерпуля», как и слова этой песни, и конечно же её исполнитель. Это DJ Spoony затянул известную всему «Энфилду» Hey Baby - песню, при звуках которой сразу вспоминается «тот самый» гол Риисе. К Риисе подходит ещё один гольфист, и вскоре норвежец уже подпевает и прихлопывает с выражением неподдельного удовольствия на лице.

Именно в этот момент становится ясно, насколько он любит фанатов «Ливерпуля», при чьей непрестанной поддержке играл на «Энфилде» на протяжении 7 лет. В следующие полчаса это чувство, как и чувство глубокого разочарования от необходимости покинуть «Энфилд», буквально сквозили в каждом слове Йона-Арне.

«Я очень скучаю по самому городу и фанатам, — говорил Риисе, незадолго до своего перехода из «Ромы» в «Фулхэм». — Когда я ушёл (в 2008), то был очень опечален и расстроен. И не только из-за Рафы, но и из-за самого себя, потому что я сам не сделал всего, что только возможно, чтобы остаться там ещё на какое-то время».

«Когда проводишь где-то 7 лет, то расслабляешься. Я был слишком доволен собой и перестал работать со всем необходимым усердием. Я пресытился и не думал, что мне надо работать до седьмого пота. Теперь я очень жалею об этом, надеюсь, что не буду жалеть об этом всё оставшееся время».

«Я не хотел уходить. У меня была беседа с Бенитесом. Он прямо сказал мне, что на следующий год собирается покупать нового левого защитника, и мое будущее более не связано с клубом. Это было смело и я уважаю его за то, что он сказал мне всё прямо и без обиняков. Зная это я мог заняться вопросами своего трансфера, потому что ни при каких обстоятельствах я бы не стал оставаться, если бы не мог при этом играть».

«Он потратил так много денег на Андреа Доссену, и я понимал, что ему будут давать шанс за шансом, пусть даже я и думал, что я лучше, чем он».

«Не уверен, что с тех пор нашлось так уж много левых защитников, чтобы заменить меня. Мало кто сумел адаптироваться к английскому футболу, а в прошлом сезоне там играл Пол Кончески, и я не думаю, что он справился».

Прошло ровно десять лет с тех пор, как 20-летний Риисе перебрался в «Ливерпуль» из «Монако», которому были уплачены 4 миллиона фунтов. Риисе был призван укрепить состав команды, которая только-только завершила знаменитый сезон «Пяти Кубков».

«Я был молодым пацаном и мало кто ожидал от меня чего-то серьёзного, - вспоминает Риисе. — Гораздо тяжелее переходить в клуб, когда от тебя чего-то ждут. Так что я просто приехал туда, не испытывая никакого давления, и попытался показать себя с лучшей стороны».

«Я хотел, чтобы меня уважали за то, каков я есть. На первом же занятии я оказался наиболее подготовленным физически, в беге я оказался одним из лучших. Я непрестанно стелился в подкатах, потому что старался заслужить уважение. И это сработало. И Стивен Джеррард и Дэнни Мёрфи позже рассказывали мне, что именно благодаря своему усердию я быстро влился в коллектив».

Уважение игроков он уже заслужил, теперь надо было заслужить уважение болельщиков.

Вопреки популярной легенде, «тем самым» голом стал мяч, который Риисе забил в ворота «Эвертона» в 2001 году. Хотя после невероятного по красоте гола в ворота «Манчестер Юнайтед» шесть недель спустя песню стали петь с ещё большей страстью.

«Я не знал, что это была моя песня. Порой, когда находишься на поле, трудно разобрать, что именно скандируют фанаты, — говорит Риисе. — После игры мне сказали, что огромное число фанатов пело песню посвященную мне. Меня охватило невероятное чувство, мне дико хотелось сделать для них что-то хорошее, и я надеюсь, что мне это удалось. Не много найдётся людей, которые могут похвастать собственной песней, а тем более в „Ливерпуле“».

«Я думаю, что тот мяч [в ворота «Юнайтед»] стал самым красивым, который я когда-либо забивал, и уж точно самым важным в моей ливерпульской карьере, потому что благодаря ему я смог завоевать сердца фанатов».

«Позднее я не раз встречал подобное мнение».

Спустя 10 лет после того как он начал писать свою главу в истории «Ливерпуля», Риисе вновь вернулся в Англию и подписал соглашение с лондонским «Фулхэмом» Мартина Йола.

Впервые «дачники» проявляли интерес к Риисе еще в 2001 году, однако тогда на горизонте показался «Ливерпуль», и Риисе не раздумывал.

«Я был очень близок к переходу в „Фулхэм“, но Жерар Улье позвонил моему агенту и сказал, что заинтересован во мне», - вспоминает Риисе, которого пригласили посетить «Энфилд» Жерар Улье и Фил Томпсон.

«Мне не составило труда сделать выбор в пользу „красных“, когда я увидел этот стадион. О репутации клуба я был наслышан и раньше. Жерар многому научил меня, он вселил в меня уверенность в своих силах. Он давал мне шанс, даже тогда, когда я допускал ошибки, так что мне есть за что быть ему благодарным».

Не будь в команде Улье, и карьера Риисе могла пойти по совершенно иному пути, однако норвежец довольно философски относится к уходу Улье из команды в 2004 году.

По мнению Риисе, началом конца мерсисайдской карьеры Улье стали проблемы с сердцем, которые в сезоне 2001/2002 привели к госпитализации француза.

«Что-то изменилось после того, как он заболел», - вспоминает Йон-Арне, который 96 раз надевал форму сборной Норвегии.

«Я помню, что мы были шокированы его видом после возвращения (март 2002 года), потому что болезнь очень изменила его, состарила что ли».

«Ему потребовалось некоторое время для того, чтобы вернуться к своему нормальному состоянию, потому что он поправлялся очень медленно».

«Каждому клубу время от времени нужны перемены, и „Ливерпулю“ [уход Улье] пошёл только на пользу. Лично я не хотел, чтобы он уходил, потому что при нём я был счастлив, но клубу нужны были перемены».

В отличие от Улье, который, как считает пресса, был как отец для своих игроков, Бенитеса порой — правда это или нет — представляют человеком, который всегда держал игроков на почтительном расстоянии от себя.

А как считает Риисе, чем они отличались?

«Что-то типа того, — говорит Риисе. — Бенитес был очень яркой и сильной личностью, при нём мы выиграли пару очень серьёзных трофеев. Он помог мне победить в самом престижном турнире, какой только я бы мог выиграть в своей карьере – в Лиге чемпионов. Это тренер, о котором я никогда не скажу ни единого плохого слова».

Победа «Ливерпуля» в розыгрыше Лиги чемпионов-2005 стала невероятным успехом в первый же год работы Рафы Бенитеса. Особенно фантастическим он кажется, когда оглядываешься назад и отслеживаешь путь «красных» с самого начала – когда клуб испытал огромные трудности на групповой стадии и вышел в следующий круг только благодаря незабываемой победе над «Олимпиакосом», а потом «красные» «раскатали» леверкузенский «Байер», прошли «Ювентус», а потом сенсационно обыграли дорогую «игрушку» Абрамовича - «Челси». Риисе уверен, что такой прыти от «красных» не ожидал никто.

«Помню, когда судья добавил 6 минут к основному времени матча [против «Челси»], они тянулись бесконечно, - вспоминает Риисе. — Атмосфера была просто невероятной. Когда всё закончилось, я на радостях был готов выпрыгнуть из штанов, в раздевалке творилось настоящее сумасшествие».

Риисе всегда являлся образцом профессионала на поле и вне его и был любимцем журналистов официального сайта клуба, потому что всегда приходил пораньше и был готов поделиться чем-нибудь интересным.

С тех пор ничего не изменилось, защитник всё также готов отвечать на любые вопросы, однако когда речь заходит о 25 мая 2005 года, он теряет покой и не может спокойно усидеть на стуле.

«После первого тайма я только и думал, как о том, чтобы сбежать домой. Это было ужасно», - говорит Риисе, когда его спрашивают о первой половине игры против „Милана“, в которой итальянцы забили три безответных мяча.

«Не думаю, что мы играли настолько плохо, просто они забили всё, что могли».

То, что произошло в раздевалке «Ливерпуля» в те 15 минут, пока длился перерыв в матче, стало предметом всевозможных догадок и спекуляций. На эту тему даже был снят полнометражный фильм.

Чаще всего люди задают два вопроса. Во-первых, что же сказал в перерыве Бенитес.

«Он немного изменил систему, заменил пару игроков, и попросил нас прислушаться к нашим трибунам, - говорит Риисе. — Тут мы прислушались к тому, как поёт стадион, потому что до игры мы этого не сделали».

«Он попросил нас забить этот первый мяч, потому что терять нам всё равно уже нечего. В конце концов, какая разница с каким счетом проигрывать - 0:3 или 0:6? Так что надо было просто играть».

«Когда Бенитес закончил говорить, мы отчетливо слышали, как фанаты поют You’ll Never Walt Alone, и это каждому из нас добавило сил. Мы вернулись на поле полные решимости во что бы то ни стало поскорее забить этот первый гол».

Второй вопрос, который задают, вспоминая тот вечер на стадионе «Ататюрк» - правда ли, что итальянцы уже начали праздновать победу.

«Тогда я не говорил по-итальянски, но зато говорю сейчас, и помню, что пара человек обсуждали то, что матч по сути завершён, ведь счет был 3:0 в их пользу, и они хорошо играли».

«Но это был ещё не конец, было здорово обыграть их, особенно после того, что мы увидели».

«В этом весь „Ливерпуль“ — он никогда не сдаётся».

Риисе сыграл одну из ключевых ролей в этом — именно он навесил на Стивена Джеррарда, когда тот головой отправил мяч в сетку и сделал счёт 1:3.

«Когда стало ясно, что всё решится в серии пенальти, я был уверен, что мы победим», - говорит Риисе, который к тому времени носил на спине «шестёрку», сменив на неё футболку с 18-м номером, знакомую по временам Улье.

«Перед началом серии мне свело ногу судорогой. Я хотел пробить на силу, но побоялся, что ногу вновь сведёт. Я не обратил внимание, что Дида всё время прыгал в один и тот же угол. Думаю, что я пробил довольно хорошо, но он успел подставить руку».

«Стиви Джи подошел и похлопал меня по спине. В этот момент вам кажется, что хуже быть уже не может, но спустя несколько минут мы уже плясали от радости».

Риисе светился счастьем, когда рассказывал о той ночи в Стамбуле, которая, по словам самого норвежца, стала самой счастливой в его карьере, даже несмотря на то, что он никогда не смотрел видеозапись того матча.

Не прошло и года с той памятной ночи в Стамбуле, как «красные» успели выиграть Кубок Англии-2006 «имени Стивена Джеррарда».

«Я первым вызвался бить пенальти, и попросил Бенитеса поставить меня на четвёртый удар, потому что и в Стамбуле я бил четвёртым по очереди, - вспоминает Риисе, который проводил до 50 матчей за сезон в бытность игроком «Ливерпуля». - Я не сомневался ни единой секунды в том, что должен сделать».

«Парни ничего не сказали. Абсолютно. Я думал только о том, как бы „бабахнуть“ по мячу со всей силы, так чтобы даже, если вратарь поймает его, то влетел бы в ворота вместе с мячом».

Расчёт Риисе оправдался, и несмотря на то, что вратарь «Вест Хэма» остался невредим, мяч все же побывал в сетке ворот лондонского клуба, после чего норвежец прибавил Кубок Англии к ранее завоеванным Кубку Лиги-2003, Кубку чемпионов-2005 и двум континентальным Суперкубкам-2001 и 2005.

В 2007 году Риисе мог прибавить к этому внушительному списку трофеев ещё один Кубок чемпионов, но на пути «красных» встал «Милан» (1:2). Мало кто тогда предполагал, что следующий сезон станет последним в мерсисайдской карьере Йона-Арне.

Доподлинно не известно, что же именно подтолкнуло Рафу Бенитеса к покупке нового левого защитника, однако наверняка роль в этом сыграл и обидный автогол, забитый норвежцем на последней минуте первого полуфинального матча Лиги чемпионов против «Челси» (1:1).

Тот вечер Риисе вспоминает довольно часто.

«Секундное замешательство сыграло свою роль, — говорит Риисе. — Я не мог решить, выбить ли мяч правой ногой или головой, в результате чего послал мяч в верхний угол наших ворот. Гол получился красивым, но к сожалению, он был забит не в те ворота».

«Там и тогда я надломился психологически».

«Первые три-четыре дня выдались очень сложными. Люди подходили и подбадривали меня, но скажите как часто вы своими руками закрываете себе дорогу в финал Лиги чемпионов? Я знал, что подвёл команду, фанатов и самого себя. В эти три-четыре дня со мной лучше было не разговаривать».

«Я очень сожалел о содеянном, потому что подвёл столько народу. Ведь в том году мы могли выиграть турнир. Но я преодолел это, сделал правильные выводы и стал более сильным игроком и личностью».

Бенитес еще не успел озвучить своих намерений на трансферном рынке, но Риисе уже знал, что его будущее на «Энфилде» под вопросом.

«Не думал, что уйду из команды в конце того сезона, но после того автогола в матче против „Челси“ я знал, что на меня будет сильно давить это. Помнится, я думал: „Так, в следующем сезоне мне надо будет играть заметно лучше“».

Но следующего сезона в «Ливерпуле» для Риисе не случилось. Как уже было сказано выше, Риисе по достоинству оценил честность и прямоту Бенитеса, и как ни жаль ему было уходить, не поправщавшись с Копом и не доиграв всего 2 матчей до гроссмейстерской отметки в 350 сыгранных за «Ливерпуль» матчей, ему пришлось покинуть клуб.

Несмотря на то, что теперь Риисе вошел в состав «Фулхэма», тогда, в 2008 году, у него и в мыслях не было перебраться в другой английский клуб, и он уехал в Рим.

«В тот момент я не мог перейти в другой английский клуб, потому что слишком любил „Ливерпуль“, и не хотел играть против него».

За год до окончания контракта с римским клубом Риисе решил вернуться в Премьер-лигу и положил конец слухам, которые настойчиво отправляли его в «Ливерпуль». Несмотря на то, что Риисе говорит, что был «рад» слышать о таком интересе «красных» и что «никогда не говори никогда», теперь всяким слухам о возвращении «Рыжика», похоже, положен конец.

Чем бы сам Риисе хотел бы запомниться фанатам «Ливерпуля»?

«Чем? Конечно, не тем злополучным автоголом, — смеётся Риисе. — Хотелось бы остаться в их памяти парнем, который всегда играл на 110% своих возможностей. Хорошим парнем, верным и никогда не сдающимся. Я старался доказать, что достаточно хорош, и надеюсь, мне это удалось».

Когда интервью подошло к концу, мы попросили Риисе ещё раз напеть «ту самую» песню, но на этот раз на камеру, на что тот отреагировал незамедлительно.

«Нет, нет, нет, — сказал Риисе. — Вот когда я вновь забью на „Энфилде“ тогда вы её, возможно, и услышите, но на телевидении я не пою. Хотя, может чуть позже, вечером, кто знает»?

+100500 OFF
Хостинг предоставлен FastVPS, самым лучшим хостинг-провайдером ;)