Хиллсборо. Мертвы, потому что они «не считались»
Известный спортивный журналист, писатель и болельщик «Ливерпуля» Брайан Рид в 1989 году был корреспондентом Liverpool Daily Post и в этом качестве 15 апреля присутствовал на стадионе «Хиллсборо». Он должен был написать материал о полуфинальном матче между «красными» и «Ноттингем Форест»...
Два дня спустя газета опубликовала его статью, но она была не о матче, который не состоялся, а о произошедшей на стадионе трагедии, в которой погибли 96 болельщиков «Ливерпуля», а сотни других получили ранения. Liverbird.ru публикует перевод этого материала.
Почти сто человек погибли в субботу, потому что они «не считались».
Они не считались, потому что они были футбольными болельщиками и, в глазах властей, а на самом деле и в общественном сознании, не заслуживали даже презрения.
Я смотрел за тем, как юные полисмены лихорадочно пытались вернуть жизнь лежавшим на вырванных с корнем рекламных щитах телам и вновь чувствовал всё подавляющее оцепенение того брюссельского вечера.
Но оно было другим. В Бельгии мы были насквозь пронизаны чувством вины и позора. В Шеффилде мы чувствовали лишь глубочайшую боль.
И в то время, как взрослые мужчины рядом со мной один за другим падали на свои места, обхватив руками головы, сквозь слёзы прорывалось лишь гневное «ПОЧЕМУ?»
Ответ прост: потому что вы не считаетесь. Потому что общество позволило себе смотреть на футбольного болельщика как на идиотскую карикатуру. А люди, принимающие решения, счастливы жонглировать этим образом, потому что это делает их работу проще.
Взять, к примеру, полицию в субботу. Из-за них второй год подряд 28 тысяч билетов были выделены болельщикам «Ноттингем Форест», средняя посещаемость домашних матчей которого 20 тысяч человек, в то время как 24 тысячи были выделены «Ливерпулю», средняя посещаемость которого 39 тысяч зрителей.
В прошлом году возникли проблемы с билетами, и было понятно, что они возникнут и на этот раз. Болельщики жаловались на это. Футбольный клуб «Ливерпуль» направил жалобы Футбольной ассоциации и полиции. Но ничего не изменилось. Решение осталось прежним. Ради «безопасности».
Всё зависит от того, что понимать под безопасностью. Моё представление об этом не включает утрамбовывание одной части стадиона, оставляя достаточно места, чтобы проводить двухсторонние матчи на противоположной трибуне.
Тем субботним днём, в то время, как перед собой я видел душераздирающую картину уложенных один к одному на газоне тел, по левую руку от меня были явственно видны огромные проплешины на скамьях, отведённых для болельщиков «Ноттингем Форест».
Семьи погибших не примут безопасность в том виде, как её понимает полиция, особенно, если учесть, как много полицейских в это время находились где-то ещё. Обеспечивая безопасность.
Когда болельщики «Ливерпуля» сворачивали с трассы M1, их встречали 20-30 полисменов, которые заставляли их съехать на обочину и обыскивали их машины, микроавтобусы и автобусы на предмет алкоголя. Ради безопасности. Вдоль основной дороги, ведущей в город, были закрыты все пабы. Ради безопасности.
Ваши гражданские свободы попирают ногами просто потому, что вы любите футбол.
В этом году за пределами стадиона полиция, по её же словам, видела, что собираются очереди, и потому открыла ворота. Ради безопасности.
Внутри стадиона люди синели от того, что из них просто выдавливали жизнь, и умоляли полицию пустить их на поле. Но их оставили в клетках. Ради безопасности.
В то время как люди, лежавшие прямо на поле и находившиеся между жизнью и смертью, нуждались в медицинской помощи, полиция выставляла оцепление вокруг трибун и поля и вызывала служебных собак. Ради безопасности.
На стадионе появились немецкие овчарки, но скорые — нет. Ещё десятки полицейских были пропущены внутрь, а врачи и медсёстры — нет.
На стадионе не было недостатка в парнях в синей форме, но чувствовался острый недостаток кислородных аппаратов.
Но ведь это был всего лишь футбольный матч. Не думаете же вы, что у властей были какие-то планы на случай чрезвычайной ситуации, чтобы заниматься людьми, которые в пятидесятитысячной толпе гибнут в давке.
Конечно, нет. Держите животных под контролем в клетках. Это всё, о чём стоит беспокоиться. Это лучший способ избежать проблем и обеспечить всеобщую безопасность. А если возникнут проблемы, что ж, возможно, они их заслужили. Они ведь всего лишь футбольные болельщики. Всего лишь хулиганы.
Я не критикую обычных полицейских, которые в субботу несли свою службу. Я видел, как многие из них пытались спасти людям жизнь и поддержать потерявших близких.
Но я критикую их начальство. Я критикую людей с большими зарплатами, которые восседают за большими столами, принимая решения.
Я критикую общество, которое внимает правительству, потерявшему представление о том, что такое настоящий футбольный болельщик. Вы знаете, что такое футбол. Национальный вид спорта. Каждый год его смотрят миллионы обычных людей, 99 процентов которых так же буйны, как средний посетитель театра Одеон.
Власти не прислушивались к футбольным болельщикам. Они не хотели прислушиваться. У них не было в том необходимости. Потому что общество было счастливо потакать мифу о том, что всякий футбольный болельщик — потенциальный преступник.
Что ж, почти сто человек за это прискорбное заблуждение теперь заплатили своей жизнью.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Читай! Общайся!
Комментируй! Создавай!
Присоединяйся к LiverBird.ru!
Очень поучительная статья,заставляющая задуматься о том как правительсто бабы яги Тэтчер относилось к простым людям будь то болельщикам или шахтерам!Дай бог что уроки истории выучены и повторения трагедий Хисборо и Айброкса не произойдет в будующем!