Научный вестник мерсисайдской онкологии | LiverBird.ru: Liverpool FC / ФК Ливерпуль: Сайт русскоязычных болельщиков «красных»

Научный вестник мерсисайдской онкологии

Фото к записи в блоге пользователя Ingumsky (c) LiverBird.ru

Итак, Рафаэль Бенитес, судя по всему, покидает клуб. Лагерь «ненавистников» бьёт в барабаны и радуется тому, что вот-вот должно произойти. По их представлениям, одним из необходимых условий для будущего процветания клуба должен был стать уход Бенитеса из «Ливерпуля».

Я не разделяю их эмоций и не делаю из испанского тренера козла отпущения, да и сами противники Бенитеса, мне думается, умерили бы свой пыл, если бы попытались с холодной головой взглянуть на то, что нас ждёт впереди...

Как мне кажется, проблемы клуба вызваны целым комплексом причин, и Бенитес — не главный виновник всех бед. Об этом я писал неоднократно. Я оправдывал Бенитеса, когда на него несправедливо, на мой взгляд, нападали, но всегда признавал, что и он не безгрешен. С другой стороны, нет такого футбольного менеджера, который в своей работе не ошибается. За часть допущенных ошибок несёт ответственность только он сам, другая часть во многом обусловлена внешними обстоятельствами. И это касается не только Рафаэля Бенитеса, но и любого другого тренера любого другого футбольного клуба.

Я писал раньше о том, что для успеха футбольного клуба нужно, чтобы все части этого организма (тренеры, игроки, болельщики и все-все остальные, включая владельцев) работали как единое целое ради общей цели. Собственно, начиная с начала шестидесятых годов, когда Билл Шенкли нашёл поддержку в совете директоров в лице Эрика Сойера, ставленника Джона Мурса, в «Ливерпуле» так оно и было. Сойер обеспечил Шенкли полную поддержку в вопросах приобретения необходимых игроков и оградил его команду от продажи тех, кто казался ненужным директорам.

Одним из главных нововведений Шенкли в клубе (если не считать изменений в тренировочном процессе и перестройки Мелвуда) стала система моральных обязательств всех перед всеми. Именно это, а не что-нибудь ещё, получило название Liverpool Way. Шенкли, собрав доставшийся ему в наследство от Фила Тейлора тренерский штаб, сказал, что каждый из его подчинённых несёт ответственность за клубную мораль — он сказал, что не позволит, чтобы члены клуба обменивались слухами друг о друге и выносили сор из избы. Результат мы все знаем — весь клуб работал, как единое целое и приносил результат в течение следующих десятилетий. Продолжая параллели с живым организмом, можно сказать, что «Ливерпуль» был совершенно здоров. Иногда он заболевал, но затем вновь возвращался в нормальное состояние.

Первой серьёзной «травмой» стал уход Кенни Далглиша и появление на тренерском посту Грэма Сунесса в начале девяностых. Хотя часть вины за произошедшее должен взять на себя Король Кенни, оставивший своему преемнику состав, остро нуждавшийся в омоложении, основная ответственность всё же лежит на Сунессе, которому удалось невероятное — нанести серьёзный вред организму, который почти не знал болезней три десятка лет.

Обладая огромными финансовыми возможностями (никто из тренеров «Ливерпуля» ни до, ни после Сунесса таких возможностей не имел), Суи сумел превратить лучшую команду Англии в сборище дорогих никчёмных игроков (Джулиан Дикс, Найджел Клаф, Пол Стюарт), разбавленную остатками старой гвардии (Джон Барнс, Иан Раш, Брюс Гроббелар) и талантливой молодёжью (Робби Фаулер и Стив Макманаман). Для того, чтобы исправить ситуацию, клубу, который в остальном работал так же, как прежде, требовалась одна важная замена — новый тренер.

Тихий уход Сунесса в 1994 (всё было обставлено так, как полагается в «Ливерпуле» — тихо, мирно, уволился человек в межсезонье, и всё) не стал неожиданностью, но назначение на пост менеджера Роя Эванса не решило проблем. Эвансу достался серьёзно потрёпанный состав «красных», который нуждался в новых качественных футболистах и налаживании игры. Всё бы ничего, но последний представитель Бутрума Рой не смог наладить в клубе дисциплину. Дошло до того, что на матчах футболисты «Ливерпуля» прямо на поле играли в «салки», передавая друг другу монету в один фунт. Про историю Spice Boys вспоминать не хочется вовсе.

В 1998 году на смену Эвансу пришёл Жерар Улье, которому удалось наладить защиту собственных ворот (при Эвансе команда играла в стиле «все в атаку» а-ля «Ньюкасл» Кевина Кигана), ввести дисциплину и побороть то, с чем «Манчестер Юнайтед» Алекса Фергюсона справился за пять лет до этого, — пьянство и несоблюдение спортивного режима. Улье, которого полностью поддерживал президент клуба Дэвид Мурс, сумел провести ряд великолепных трансферов (в первую очередь, это приобретённый из «Твенте» с подачи Рона Йейтса Сами Хююпия) и выиграть ряд серьёзных титулов — все помнят сезон Трёх кубков в 2001 году, когда мы взяли Кубок лиги, Кубок Англии, а потом и Кубок УЕФА. Однако, во второй половине его правления на «Энфилде» клуб катился по наклонной, и никакая поддержка Мурса, который продолжал финансировать и такие приобретения, как Эль-Хаджи Диуф, не помогла спасти ситуацию. «Ливерпуль» Улье, игра которого была выстроена от обороны, в течение последних двух лет показывал плохие результаты и совершенно убогий футбол — команда рассчитывала исключительно на контратаки и стандартные положения. Плана «Б» против команд, которые сами отсиживались в обороне, попросту не было.

Замена Улье на нового тренера выглядела логичной, и снова смена прошла тихо — с завершением сезона 2003/2004 клуб мирно расстался с французом и пригласил Рафаэля Бенитеса из «Валенсии». Бенитесу удалось невозможное — ему достался слабый состав «Ливерпуля», основные звёзды которого либо состарились (Хаманн, Хююпия, Аншо), либо ушли (Хески перед самым приходом Бенитеса, Оуэн в начале его работы). Большая часть остальных игроков вообще никуда не годилась, и тому подтверждением их дальнейшая судьба (Траоре, Кьюэлл, Барош). Тем не менее, испанец, добавив к их числу Луиса Гарсию и Шаби Алонсо и дав Стивену Джеррарду ту роль, к которой он был приспособлен лучше всего, сумел выжать из команды максимум. «Ливерпуль» впервые за двадцать лет выиграл Кубок еврпоейских чемпионов.

Этот момент одновременно стал началом и концом «Ливерпуля» Бенитеса, и дело не только в «завышенных ожиданиях», о которых говорил сам испанец в своих позднейших интервью, но и в том, что футбол в Англии и ситуация в клубе полностью изменилась. «Ливерпуль» жил так же, как и раньше. Он мог тратить деньги на приобретения, но их явно не хватало для того, чтобы бороться с конкурентами. В 2002 году МЮ купил центрального защитника Рио Фердинанда за тридцать миллионов фунтов, что на 50% больше, чем затраты на Торреса и Кина — самых дорогих игроков в истории «Ливерпуля», купленных пять-шесть лет спустя! В 2003 году тот же МЮ потратил 13 миллионов на никому неизвестного (кроме Рика Пэрри) 18-летнего Кришитиану Роналду, а год спустя — 25 миллионов фунтов на 18-летнего футболиста Уэйна Руни. Деньги Абрамовича купили «Челси» первый за много лет чемпионский титул в 2005 году, позднее на авансцену вышел «Тоттенхэм», а потом и ныне самый богатый клуб мира «Манчестер Сити».

Соперничать в такой ситуации с другими претендентами на титул (а был ли им «Ливерпуль» вообще?) было нереально. Для того, чтобы сделать это, было необходимо вести методичную работу по усилению команды, исходя из тех денежных средств, что есть, и стараясь максимально быстро исправлять ошибки. При этом клуб должен был по-прежнему работать как единое целое. И в этом как раз заключается главная загвоздка, хотя поначалу всё шло хорошо.

Как я писал выше, с начала шестидесятых годов одно из важнейших звеньев, необходимых для успеха клуба (то самое, о котором так презрительно отзывался Шенкли) начало работать, как полагается. Когда Шенкли пришёл в «Ливерпуль», он на тренерском поприще не добился никаких успехов, и почти из каждого предыдущего своего клуба уходил со скандалом, потому что совет директоров отказывался покупать игроков, которые были ему необходимы для решения задач клуба, а то и вовсе продавал тех, с кем он не хотел расставаться.

Проблема всех клубов Шенкли, с которыми он работал, была в том, что их владельцы не имели большого желания что-либо выиграть, потому что, для того, чтобы выиграть что-то, нужно было тратить деньги. Все они существовали почти всецело за счёт директоров, и тем не хотелось доставать из своего кармана лишних десять-двадцать тысяч фунтов, которые они могли бы вложить в свой бизнес. В остальном клубы сами себя окупали и иногда приносили небольшой доход. Персональной задачей Шенкли в каждом из случаев был вывод клуба в дивизион выше и хорошая кампания в Кубке Англии (два единственных турнира, в которых принимали участие его команды).

Ситуация в «Ливерпуле» ни на йоту не отличалась от той, с которой он столкнулся в «Гримсби» и «Хаддерсфилде» — совет директоров нанимал его (sic!) для того, чтобы клуб в условиях относительно небольших трансферных расходов боролся за выход в Первый дивизион. Всё. И заслуга владельца Littlewoods Джона Мурса, который стал к тому моменту президентом «Эвертона», заключается в том, что он в качестве своего представителя в совете директоров «Ливерпуля» назначил именно Эрика Сойера, которому был дан наказ во всём помогать Шенкли. Сойер прекрасно справлялся со своей работой и помог клубу добиться первых успехов (выход в Первый дивизион), благодаря чему совет директоров поверил в талант Шенкли.

Финансовая помощь Сойера помогла Шенкли купить совершенно необходимых ему игроков, которые были слишком дороги, по мнению директоров. Одним из первых таких игроков стал Гордон Милн, но этого было мало, и вскоре Шенкли купил Рона Йейтса и Иана Сент-Джона. Уже год спустя «Ливерпуль» играл в Первом дивизионе...

Большую поддержку главным тренерам оказывали президент «Ливерпуля» Джон Смит и секретарь клуба Питер Робинсон, на смену которым пришёл в 1990 году Дэвид Мурс, племянник Джона Мурса. До 2007 года Мурс оставался во главе клуба, но он не мог обеспечить растущие потребности клуба. Тем не менее, он делал всё, что в его силах, чтобы помочь всем тем наставникам, с которыми ему довелось работать — Сунессом, Эвансом, Улье и Бенитесом.

В 2007 году, с продажей клуба Тому Хиксу и Джорджу Жиллету, всё кардинально изменилось. Впервые в истории внутри клуба начались войны между директорами и менеджером. Впервые из клуба на потеху прессе ручьями потекли рассказы о том, как и кто с кем ссорится и ведёт войну. Впервые в истории клуба в середине сезона владельцев клуба застукали за переговорами с тренером, которым они хотели заменить менеджера команды, «если тот решит уйти». Причём этот потенциальный преемник за свою карьеру руководил только одной командой, да и с той провалился. Впервые за пятьдесят лет владельцы перестали выполнять то, для чего они действительно нужны — поддерживать менеджера и давать деньги на трансферы команды. Впервые в истории «Ливерпуля» совет директоров стал подрывать положение менеджера, публикуя через «своих» журналистов информацию, которая подрывала его авторитет, а также показывала, что среди директоров есть его прямые недоброжелатели. Если клуб — это организм, то менеджер — это мозг, а совет директоров — кровеносная система. Мозг не может работать нормально, если он недостаточно снабжается кислородом. Положение менеджера в «Ливерпуле» в последнее время действительно стало невыносимым, но он продолжал заниматься работой даже тогда, когда кровь не только стала хуже поступать в голову, но перестала идти туда вовсе!

Не стоит забывать и о том, кто именно нарушил своё обещание не перекладывать свои кредиты на клуб и погрузил «Ливерпуль» в пучину долгов, кто именно нарушил своё обещание о том, что вскоре начнётся строительство стадиона, кто именно обещал «купить Снуп Дога, если он понадобится менеджеру», но не купил даже Гарета Бэрри, когда он был нужен главному тренеру. Этот «кто-то» уже больше трёх лет врёт о том, что в клубе всё замечательно, а сейчас рассказывает сказки о том, как в два с лишним раза выросли расходы на трансферы со времён Дэвида Мурса, о том, что летом у «Ливерпуля» будет «достойный» бюджет на покупки, и о том, что финансовое положение клуба за три года значительно улучшилось (44 миллиона фунтов долгов в 2007 году против 240 миллионов в 2009 — это лучше?).

Так Бенитес ли главный источник всех бед и проблем? По-моему, ответ очевиден.

Факт заключается в том, что в последние четыре трансферных окна клуб заработал на продажах игроков больше, чем потратил на покупки. Факт в том, что долги клуба растут, и каждый день мы тратим 110 тысяч фунтов на выплату процентов — такие деньги игроки-топ уровня зарабатывают за неделю. Факт в том, что те, кто призваны решать внешние проблемы клуба, только создают их. Факт в том, что нынешние владельцы собираются заработать на продаже нашего клуба в четыре раза больше, чем они потратили, и окончательно погрузить нас при этом в выгребную яму.

Я не против замены главного тренера, который работает в нормальных условиях, но не справляется. Я не против того, чтобы клуб приглашал вместо одного тренера другого, который, как минимум, справится не хуже. В конце концов, не Бенитесом единым... Я против того, чтобы хорошего менеджера силой вынуждали уйти, попросту мешая ему работать, потому что денег на нормальное расторжение контракта у владельцев нет. Я против того, чтобы убирать тренера, когда на примете нет специалиста, который смог бы справиться с работой лучше, чем он. Далглиш? Ходжсон? О'Нил? Ли? Тошак/Эванс? По разным причинам ни один из них не является нормальным вариантом для такого клуба, как «Ливерпуль», если мы не хотим стать середняком официально. А других кандидатур, по сути, и нет. Да и кто пойдёт работать на таких условиях?

Достойный контракт новому менеджеру — нет денег!
Трансферный бюджет — нет денег!
Бюджет на зарплаты — нет денег!

Ни одному новому наставнику клуб всё равно не может предложить нормальных условий работы, заодно гарантировав то, что мешать ему не будут.

По-моему, некоторым из нас пора перестать кричать о великой истории и облизывать затёртые до дыр журналы тридцатилетней давности. Вы ещё радуетесь тому, что Бенитес уходит, и ждёте того, что сейчас всё наладится и пойдёт, как надо? Радуйтесь! Так те, кто умирает от рака, наверное, рады тому, что у них не болит голова. А о великой истории расскажите тем, кто на самом деле виноват в тяжёлой болезни клуба. Остальные либо и сами знают об этом, либо им на то наплевать, потому что великая история сама по себе ещё никому не принесла новых титулов. Если не верите, спросите у болельщиков «Сандерленда»... и «Челси».

Дополнение от 30 ноября 2010 года: Мне стало известно, что некоторые люди выискали «подтекст» в моей записи, решив, что сравнение с онкобольным выбрано неслучайно. Со всей ответственностью заявляю, что никакого подтекста и никаких намёков в данной метафоре нет. За этим сравнением нет ничего кроме моих переживаний по поводу ситуации, в которой оказался клуб. Если кто-то ошибочно принял метафору на свой счёт, я приношу свои извинения, но я и не думал никого задеть ей или оскорбить чьи-то чувства. Все подозрения беспочвенны, а попытки найти здесь скрытый смысл не имеют оснований.

+100500 OFF
Хостинг предоставлен FastVPS, самым лучшим хостинг-провайдером ;)